Суббота, 18.05.2024, 09:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Армянская драматургия - Форум | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Наш опрос
Лучший пивец Армении 2005-2006г.
Всего ответов: 429
Статистика
Музыка и видео
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Армения-Հայաստան » Армянская Литература,Музыка,Кино и Театр » Армянская драматургия
Армянская драматургия
PaRaVoZniKДата: Вторник, 01.05.2007, 22:06 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 60
Репутация: 0
Статус: Offline
АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Драматургия в Армении возникла в эпоху эллинизма (1 в. до н. э.). Первым драматургом был царь Артавазд II. По свидетельству Плутарха, Артавазд, кроме историч. произведений и речей, писал также трагедии, к - рые ставились не только в Армении (в т - ре г. Арташата), но и в Риме. Эти трагедии сохранялись во времена Плутарха (1 - 2 вв. н. э.), но не дошли до нас. Нек - рые фрагменты древних драматич. произведений сохранились в лит. памятниках 5 в. у историков (Павстос Бу - занд, Мовсес Хоренаци и др.). Циклы сюжетов" О персидской войне "(у Бузанда) представляют собой изложение в прозе драматургич. произведений, исполнявшихся рапсодами и гусанами.
M. Хоренаци в книге" Гирк Питоиц "(" Книга Хрия "), а также арм. переводчики и толкователи грамматики Дионисия Фракийского разрабатывали вопросы драматургии. Хоренаци упоминает греч. драматургов Ев - рипида и Менандра и даёт высокую оценку их произведениям. Он же изложил сюжет несохранившейся трагедии Еврипида" Авга ". С 5 века дошла драматургич. терминология на арм. яз. - трагедия вохбергу - тюн и комедия катакергутюн.

В период раннего средневековья (4 - 5 вв.) в арм. христианской церкви возникает литургич. драма с канонич. текстом. Элементы театральности проникли в вост. церкви (сирийскую, греч., арм. и др.) раньше, чем в западные. Параллельно с литургич. драмой развивается мистерия, выходящая за рамки церкви. Наибольшее развитие арм. драма - мистерия получила в 11 - 12 вв. В средневековой арм. лит - ре (начиная с 5 - 6 вв.) имеются многочисленные религиозно - моральные соч. в форме диалога, большей частью на библейские сюжеты, а также на апокрифич. темы (мученичество святых), в к - рые проникают реалистич. элементы. (Образцы этих драм - мистерий хранятся в Матенадаране - хранилище арм. рукописей). Первие дошедшие до нас произв. арм. средневековой драматургии - драматич. поэма О. Плуза (1260 - 1326) о любви арм. юноши, сына христианского священника, и дочери магометанина (муллы) и мистериальная драма" Адамова книга "А. Сюнеци (конец 14 - нач. 15 вв.).
Со 2 - й половины 17 в. зарождается арм. школьная драма; сохранилась трагедия" Мученичество святой Рипсиме "(пролог, эпилог и интермедии на польском яз.), пост. в 1668 в арм. школе Львова. В Львовском арм. школьном т - р ставились:" Смерть Цезаря "," Притчи Соломона "," Смерть Ирода "и др. (не сохранились).
Ко 2 - й половине 18 в. относятся многочисл. класси - цистич. трагедии на историч. и религиозные темы на древнеарм. яз. (грабаре) (часть этих пьес напечатана, рукописи остальных пьес хранятся в архиве арм. мхитаристов в Венеции). А. д. 1 - й половины 19 в. следовала традициям классицизма. А. Багратуни перевёл трагедии Эсхила, Софокла, Расина, Вольтера, Альфье - ри, а также несколько комедий Мольера, написал оратории в духе Метастазио и историч. трагедию" Ерванд II "(1815), в к - рой звучит протест против тирании. П. Минасян создал ряд трагедий и комедий. Из его трагедий изданы" Хосров великий "и" Смбат I "(1845, Венеция). Появились комедии: на новом яз. (ашхарабаре)" Тер - Пилос "(1805)," Близнецы "(изд. 1847). В 1821 в Калькутте изд. комедия нравов" Мошенник - физиономист "M. Мкртчяна (пост. в арм. колониях в Мадрасе и Калькутте). В 1832 - комедия" Лейли "неизв. автора.

Просветитель - демократ X. Абовян впервые создал драму на новом арм. яз. (ашхарабаре) -" Феодора, или Дочерняя любовь "(1841). Абовян написал несколько сценич. произв., положивших начало драматургии нового времени. В 40 - х гг. 19 в. появились комедия Г. Шер - мазаняна" Описание некоторых делишек епископа Карапета ", историч. трагедия" Арташир - царь Армении "неизв. автора (пост. в Елисаветполе, ныне Рировабад, 1846). Сохранилась неоконченная историч. драма А. Аламдаряна" Радамест и Зенобия "[пост. в Ново - Нахи - чевани, Карасубазаре в Крыму (ныне Белогорск)]. В 1820 - 30 развивается драматургия в арм. школьном т - ре. В 1838 - 40 в Ново - Нахичевани на Дону Т. Ха - дамян и С. Тигранян написали и пост. драмы и комедии:" Храбрый Вартан "," Царь Тиридат "," Опекун сирот "и др.

В драматургии нач. 19 в. отразились тираноборческие настроения, связанные с нац. - освободит, движением армян против угнетения турецкими и персидскими поработителями. С 50 - 60 - х гг. 19 в. это движение усилилось, и идея нац. освобождения стала основным содержанием драматургии и театра.

Борьба народа за социальное и нац. освобождение выдвинула перед А. д. 50 - 60 - х гг. новые проблемы. Получает распространение романтич. направление, вызванное патриотич. чувствами народа. В этот период развивается и широко ставится на арм. сцене исто рич. трагедия:" Корнак "," Аршак "," Ва " ан "M. Пешик - ташляна," Самэл "," Смбат I "С. Экимяна," Арта - шес миродержец "," Чёрные земли "П. Дуряна," Шуша - ник "M. Патканяна," Вартан Мамиконян "А. Кареня - на," Аршак II "X. Галфаяна," Смерть Михрдата "С. Ванандеци и др.
Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и мыслитель, революционный демократ M. Налбандян, утверждавший высокое обществ, па - значение драматургии и т - ра, способствовавший развитию передовой нац. драматургии. Новая А. д. зарождается как реалистич. драматургия, сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян, О. Гур - генбекян, Н. Пугинян M. Тер - Григорян, M. Патканяп и др. пишут водевили, бытовые комедии, драмы, отражающие быт широких слоев арм. об - ва, но не раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес" Гаджи - сулейман "Гургенбекяна (1858)," Пропали мои пятьдесят червонцев "Аладатяна (1859)," Сводник "Патканяна (1859)," Скупой "Тер - Григоряна (1863)," Маклер Хахо "Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и социальной драмы.
Крупнейшим представителем реалистич. драматургии, реформатором арм. т - ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна" Хатабала "(1866)," Ещё одна жертва "(1870)," Пэпо "(1871)," Разорённый очаг "(1873),

" Супруги "(1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т - ра. В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы господствующих классов. Сундукян отобразил также рост демократич. тенденций, борьбу людей за свои права, их протест против социальных условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об - ве.

Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у зап. армян. Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший арм. драматург А. Поронян. Вслед за Налбандяном и Сундукяном Паронян способствовав утверждению реализма. В пьесах" Восточный дантист "(1868)," Льстец "(1869)," Комедия в четырёх действиях "(1873) и, наконец, в нашумевшей комедии" Багдасар ахпар "(" Дядя Багдасар ", 1886) Паронян остро сатирически изобразил господствующие классы, косность патриархального быта, рабское преклонение перед иностранщиной. Большим успехом пользовались у зрителя инсценировки повестей Пароняна" Высокочтимые попрошайки "и" Ущербы вежливости ".

В период дальнейшего роста нац. самосознания арм. народа продолжает развиваться историч. драматургия прогрессивного романтизма, образцом к - рой была драма" Рузан "Мурацана (1881), где создан героич. образ арм. девушки - патриотки.

Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество А. Ширванзаде, выдающегося прозаика, драматурга, публициста и критика. Пьесы Шир - ванзаде - образцы критич. реализма в арм. лит - ре - отразили углубление социальных противоречий в Закавказье. Ширванзаде создал типич. образы представителей капиталистич. об - ва, запечатлел картины разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустошённость буржуазии, пропагандировал гума - нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде:" Княгиня "(1891)," Евгене "(1901)," Имела ли право "(1902)," Из - за чести "(1904)," На развалинах "(1906 - 1907)," Погибший "(1907, пост. 1912)," Арменуи "(1909)," Намус "(1912)," Злой дух "(1913) и др. заложили основу нац. социально - психологич. драмы, критич. реализма. Современники Ширванзаде, писатели - драматурги Э. Тер - Гри горян Нар - Дос Вр. Папааян С. Тараян, Л. Манвелян следовали принципам реалистич. направления в драматургии. Пьесы" Убитый голубь "Нар - Доса (1906)," Утёс "Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т - ра. В годы первой рус. революции (1905 - 07) рабочий - большевик А. Вартпа - нян написал драму" Забастовка "(1906, пост. 1912), посвящённую борьбе пролетариата.
В период реакции, после поражения революции, в А. д. получили распространение символизм и декадентство (" Чёрная птица "Агароняна," Хохот демонов "Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными течениями вели большевики С. Шаумян и С. Спандарян, они отстаивали принципы реализма и народности в драматургии и в т - ре.
После установления Советской власти в Армении расцвет экономики и культуры народа определил мощный подъём нац. советской драматургии. А. д. развивается в едином русле многонац. советской лит - ры, она отличается жанровыми тематич. разнообразием. Большое развитие получила сатирич. драматургия, направленная против реакционеров, носителей пережитков прошлого. Один из основоположников арм. советской драматургии - Д. Демирчян. Его комедия" Храбрый Назар "(1924), написанная по мотивам арм. нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии (до революции написал пьесы" Васак ", 1912," Суд ", 1916, и др.). В 1923 известный поэт Е. Чаренц пишет острую сатиру - комедию" Капказ - тама - ша "(" Кавказское зрелище "), разоблачающую контрреволюц. партии Закавказья. А. Вштуни создаёт драматич. поэму" Парламент "(1923) - сатиру на дашнаков. Сатирически высмеял эмигрантов - дашнаков и буржуазию А. Ширванзаде в комедии" Кум Моргана "(1927). К жанру сатирич. драматургии относится пьеса" Министр финансов "В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич. политику дашнакского эмигрантского правительства.

Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение в пьесах" За клочок земли "Л. Сагателяна (1923)," Комсомолка Астхик "А. Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко - революц. тема. Драмы Демирчяна" Потрясения "(1923) и" Песнь торжествующей любви "(1924), Вагаршяна" В кольце "(1930), А. Гулакяна" На заре "(1937) и" Великая дружба "(1939), Т. Ахумяна" На рассвете "(1932), Г. Саряна" Три песни "(1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа за своё освобождение. В жанре историч. драматургии пишут М. Геворкян, Е. Багатур (" Вартазар ". 1922," Артавазд ", 1925) и др. Социалистич. преобразования, формирование характера нового человека, борьба с пережитками капитализма в сознании людей нашли отражение в пьесах Т. Ахумяна (" Враг ", 1931), В. Вагаршяна (" Нефть ", 1932) и Демирчяна (" Фосфорическое сияние ", 1932," Наполеон Коркотян ", 1934," Капутан ", 1938), к - рые заняли большое место в ре пертуаре т - ров Армении 30 - х гг. Среди драматургов конца 20 - нач. 30 - х гг. - С. Багдасарян (" Кровавая пустыня ", 1927), М. Джанан (" Шах - наме ", 1935).

Во 2 - й пол. 30 - х гг. в жанре историч. драматургии созданы драмы в стихах" Давид Сасунский "Ьагар - шяна (на осн. нар. героич. эпоса), историч. драма" Страна родная "Демирчяна (1940), отобразившая борьбу Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию 2 - й половины 30 - х гг. приходит новое поколение драматургов: А. Араксманян (историко - революц. драма" Эммануел ", 1938), Л. Микаэлян (историч. драмы" Гош ", 1936," Вараздат ", 1940), М. Кочарян (" Слепой музыкант ", 1937), А. Барсегян (историко - революц. драма" Камо ", 1938), 3. Ацагорцян, В. Худа - вердян (совр. комедии" Свирель радости ", 1937," Пусть цветут розы ", 1939), С. Паязат (" Свадьба ", 1939) и др.

В годы Великой Отечественной войны драматурги Армении создали пьесы о героизме советских людей на фронтах и в тылу, о борьбе народа с фашизмом. Среди них" Месть "Н. Заряна," На вулкане "А. Араксманя - на (1943)," Монастырское ущелье "Вагаршяна (1945)," Зоя "Ягджяна (1942)," Когда распускается фиалка "Дарбни (1941)," Ярость "Гулакяна (1943).
Решения ЦК ВКП (б) 1946 по идеологич. вопросам направили внимание драматургов на создание пьес о современности. Во 2 - й пол. 40 - х и в 50 - е гг. были написаны и пост. пьесы" На высотах "Г. Боряна (1947) - о героизме советских людей в Отечеств, войне. Различные стороны совр. жизни республики, образы колхозников, сов. интеллигенции, молодёжи отражены в комедиях" Старая болезнь "М. Кочаряна (1948)," У родника "(1947) и" Опытное поле "(1953) Н. Заряна, в пьесах -" Эти звёзды наши "Л. Карагезяна и Г. Тер - Григоряна (1949)," Последние гвоздики "(1958)," Весенний дождь "(1960) Тер - Григоряна," Когда в доме нет глаз "(1956) и" Огонь твоей души "(1959) Араксманяна," Спать опасно "А. Вердяна (1959). Созданы пьесы о борьбе арм. народа за Советскую власть -" Под одной крышей "Боряна (1957)," Розы и кровь "Араксманяна (1958)," Музыкантская команда "М. Шатиряна (1957)," Дела, люди незабываемые "А. Гулакяна (1957). Продолжается работа над историч. драматургией -" Ара прекрасный "Н. Заряна (1946)," Месроп Маштоц "А. Араксманяна. С 40 - 50 - х гг. с пьесами выступали также Л. Сагателян, Г. Габриэлян, Гр. Мурадян, А. Шайбон, Гр. Капланян, Гр. Ягджян, Аш. Папаян, Ар. Папа - ян, 3. Дарян, А. Барсегян, М. Чаманян и др.
Лит.: Г о я н Г. И., 2000 лет армянского театра, т. 1 - 2, М., 1952 (т. 1 - Театр древней Армении, т. 2 - Театр средневековой Армении); Лисициан С., Старинные пляски и театральные представления армянского народа, Ер., 1958; Адонц Н., Дионисий Фракийский с армянским толкователем, П., 1915; Арутюнян С., Армянская советская драматургия, Ер., 1956; А х у м я н Т., Драматургия Д. Демир - чяна, Ер., 1958 (на арм. яз.); Ахвердян Л. О., Армянская драматургия наших дней (1945 - 1955), Ер., 1955 (на арм. яз.); Гамразян Г., Драматургия Ширванзаде, Ер., 1958. Б. А,

АРМЯНСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ В МОСКВЕ - учебное заведение, существовавшее (с перерывами) в 1918 - 41 в Москве. Основана (по инициативе Комиссариата по арм. делам) под рук. С. И. Хачатурова с целью подготовки проф. актёров для арм. т - ров. В студии преподавали К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, Г. С. Бурджалян, Р. Н. Симонов (с 1922 - худ. рук. студии).
К работе в студии привлекались актёры и режиссёры Б. В. Щукин, И. М. Рапопорт, И. М. Кудрявцев, А. А. Гейрот, С. Г. Бирман, художники Г. Б. Якулов, В. А. Фаворский, М. Мазманян, С. И. Аладжалов, композитор А. И. Хачатурян. Студию окончили режиссёры В. М. Аджемян, В. Т. Вартанян, А. К. Гулакян, Т. А. Шамирханян, С. А. Кочарян, Т. X. Сарян и др. Выпускники 1928 составили основу коллектива Ленинакан - ского арм. т - ра. Многие артисты Т - ра им. Сундукяна (Ереван) также являются выпускниками студии. С. Р.
АРМЯНСКИЙ АНСАМБЛЬ НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ - см. Народной песни и пляски (танца) ансамбли.
АРМЯНСКИЙ БАКИНСКИЙ ТЕАТР. В Баку еще с конца 19 в. систематически выступали арм. драма - тич. труппы. Здесь работали все крупные арм. актёры. Постоянный арм. т - р в Баку был создан после установления Советской власти (под названием Бакинский армянский гос. т - р). Открылся спектаклем" Из - за чести "Ширванзаде 20 июня 1920. В труппе т - ра в разные годы работали актёры - О. Абелян, В. Па - пазян, Жасмен, А. Арменян, А. Ованесян, X. Арутюнян, А. Арзуманян, Л. Ерамян, Б. Мурадян, В. Есаян и др.; режиссёры - М. Сагиян, А. Искендеров, Т. Сарян, А. Иванов, А. Овсепян. Большое значение для истории арм. сов. т - ра имели спектакли:" Из - за чести "(1925)," Намус "(1936) Ширванзаде," Дядя Багда - сар "Пароняна (1930)," Пэпо "Сундукяна (1936)," Ру - зан "Мурацана (1941)," В кольце "Вагаршяна (1931)," Яшар "Джабарлы (1933)," Гроза "(1939)," Без вины виноватые "(1934);" Камо "Барсегяна (1938)," На заре "Гулакяна (1938)," Овечий источник "(1939);" Ленин в 1918 "Каплера и Златогоровой (1940)," Вараздат "Ми - каэляна (1941)," На высотах "Боряна (1948)," Евгине "Ширванзаде (1948). В 1949 т - р закрылся. Часть труппы вошла в состав Степанакертского арм. театра. В 1958 в Баку был организован новый драм. коллектив при Азерб. филармонии под рук. Г. Таври - зяна. Б. А.

АРМЯНСКИЙ СТЕПАНАКЕРТСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО - открылся 11 августа 1932 спектаклем" В кольце "Вагаршяна. Помимо работы в Степанакерте (Азерб. ССР), т - р обслуживает районные центры Армении и арм. население Азербайджана. В т - ре работали в разное время актёры: Анна Мелик, X. Арутюнян, А. Аршакуни, К. Алварян, А. Арзуманян, И. Ованесян, Б. Овчян, Г. Григорян и др. Среди лучших спектаклей т - ра:" Дядя Багдасар "Пароняна (1932)," Намус "Ширванзаде (1934)," Пэпо "Сундукяна (1937)," На дне "(1932)," Без вины виноватые "(1935)," Отелло "(1934);" Севиль "Джабарлы (1935)," Геворк Марзпетуни "по Мураану (1942)," Под одной крышей "Боряна (1958). В труппе т - ра (1960) - нар. арт. Азерб. ССР Г. Арутюнян, засл. арт. Арм. ССР Н. Овсепян, О. Саркисбекян, М. Корганян, Т. Мелку - мян и др. Гл. реж. театра - И. Ованесян. Б. А.

АРМЯНСКИЙ ТБИЛИССКИЙ ТЕАТР (Государственный театр армянской драмы им. С. Шаумяна). Арм. спектакли в Тифлисе организовывались еще в 20 - х гг. 19 в. В 1863 возник арм. проф. постоянный т - р. На тифлисской сцене выросло несколько поколений известных деятелей арм. т - ра. После установления Сов. власти (1921) в Тбилиси был организован армянский гос. т - р. Открылся 10 марта 1921 пост. пьесы" Жан Руль "Мирбо. В 1955 т - ру присвоено имя С. Шаумяна. Здесь работали крупные мастера арм. сцены: О. Майсурян, О. Гулазян, В. Па - пазян, А. Арменян, Н. Алиханян, А. Мамиконян, А. Бе - роян, М. Бероян; режиссёры А. Бурджалян и С. Ка - панакян. Пост.:" Из - за чести "(1939)," Намус "(1947) Ширванзаде," Пэпо "(1938)," Разорённый очаг "(1947)," Хатабала "(1958) Сундукяна," Ревизор "(1925);" Шах - наме "Джанана (1936)," Маскарад "(1927)," Гроза "(1936)," Без вины виноватые "(1947)," На дне "(1928)," Враги "(1938)," Гамлет "(1928)," Мнимый больной "(1922)," Овечий источник "(1925)," Макбет "(1928)," Отелло "(1948)," Коварство и любовь "(1948)," Молодая гвардия "(1947);" Арсен "Шаншиашвили (1938);" Самвел "по Раффи (1956);" Под одной крышей "Боряна (1959).

В труппе т - ра (1960) - нар. арт. Груз. ССР А. Лу - синян, М. Моджорян, Д. Амирбекян, Л. Алавердян, засл. арт. В. Акопян, А. Каджворян, С. Шекоян, Ц. Вруйр, В. Галстян, А. Аршакунп, Э. Степанян. Режиссёшд: А. Абарян, Ф. Бжикян, Г. Умикян. Б. А.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Древний армянский театр. Армянский трагедийный т - р дзай - нарку - гу санов и вохбергаков возник в эпоху рабовладельческого общества (1 - е тысячелетие до н. э.) из культа предков, связанного с воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами, посвящёнными умирающему и воскресающему богу Гисанэ - Ара Прекрасному. Древнеарм. комедийный т - р, актёрами к - рого были катакергаки и катака - гусаны, также связан с культом Гисанэ - Ара, с празднованием возвращения весны, вакханалиями в честь богини плодородия Анахит. В армянских эллинистич. монархиях из языческой мистериальной трагедии и народной ко " медии возник профессиональный т - р. В 69 до н. э. царь Тигран II построил в юж. столице Армении Тиг - ранакерте здание по типу амфитеатров эллинистич. Сирии, в к - ром давались представления. Сын Тиграна царь Артавазд, автор трагедий, создал в северной столице Армении Арташате эллинистич. т - р, где выступала труппа во главе с трагиком Язоном. В 53 до н. э. здесь была разыграна трагедия Еврипида" Вакханки ". Начиная с этого времени многочисленные факты подтверждают непрерывность существования многообразного по жанрам и видам арм. профессионального театра. В древнеарм. т - ре получила развитие пантомима: известна арм. актриса - пантомимпстка (вардзак) Назе - ник (2 в.). Актёры трагедии (дзайнарку - гусаны и вох - бергу - гусаны) исполняли во 2 - 3 вв. греч. и арм. пьесы. В 4 в. представления давались при дворе Аршака II.
Армянский средневековый театр. В период укрепления феодального строя, несмотря на противодействие церкви (проповеди католикоса Иоанна Мандакуни, 5 в., и др.), давались представления античной драматургии (Менандр, Еврипид), произведений арм. комэдиографов, трагиков, мнмографов. Существовали специальные театр. здания (по типу античных амфитеатров) с отд. верхними местами для женщин. Представления давались систематически, т - ры привлекали большое количество зрителей. Популярность театр. представлений побудила духовенство вводить театрализованные элементы в церковные обряды. Из литургической драмы возник христианский мистериальный т - р - характерное порождение культуры эпохи феодализма. В 6 - 7 вв. в трудах армянских учёных - философов имеются свидетельства, что т - р занимал видное место в общественной жизни Армении. В эпоху позднего средневековья (10 - 15 вв.) театр. представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В Ахтамаре выступали труппы актёров - гусанов и актрис - вардзак. На высеченных из камня горельефах на стенах Ахтамарского храма (10 в.) изображены маски арм. т - ра того времени в двух его разновидностях - бытовой комедии, сходной с драматургией Менандра, и сатирич. площад - яом т - ре гусанов - мимосов, цахрацу. В 12 в. возникает т - р в королевстве Киликии, куда перемещается центр культурной жизни арм. народа. К этому же времени относятся первые дошедшие до наших дней произведения арм. с р. - век. драматургии (драматич. поэма О. Плуза, мистериальная драма" Адамова книга "А. Сюнеци).

В конце 14 в. Армения потеряла свою самостоятельность. Изменение условий жизни народа отразилось и на иск - ве. В 15 - 18 вв. происходил процесс постепенного отмирания древнего А. т. В 17 - 18 вв. возникает новый А. т. в среде армян - эмигрантов. С 1668 до середины 19 в. в городах, где жили армяне (Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас, Калькутта, Тбилиси, Москва, Ростов - на - Дону), существовал арм * школьный т - р (церковный и светский). Классицистический по направленности, т - р этот выражал идеи, порождённые нац. - освободит, движением.

Армянский театр 19 - нач. 20 вв. Присоединение Вост. Армении к России в 1827 сыграло важную роль в развитии А. т. нового времени, деятели к - рого получили возможность более близко знакомиться с передовой культурой рус. народа и испытали её благотворное влияние. Первая пост. комедии Грибоедова" Горе от ума ", на к - рой присутствовал автор, была осуществлена в декабре 1827 в Эриванской крепости после взятия её рус. войсками. В 20 - е гг. 19 в. были организованы первые арм. любительские школьные спектакли в г. Карасубазаре (ныне Белогорск в Крыму) и в Тифлисской арм. семинарии под рук. А. Аламдаряна. В 1836 Г. Шермазанян создал в Тифлисе т - р под назв." Шермазанян дарбас ". Пост. там в 1842 комедия Шермазаняна" Описание некоторых делишек епископа Карапета "резко критиковала арм. духовенство, купечество и царских чиновников. Реалистич. по своей направленности, арм. любительский т - р противостоял псевдоисторич. классицистич. драматургии (А. Каренян и др.). В 1821 в Калькутте была издана пьеса" Мошенник - физиономист ", высмеивающая бурж. нравы.

Великий арм. революционный демократ М. Налбан - дян в рецензии на спектакль, сыгранный в 1859 в Москве арм. студентами (историч. трагедия С. Ванан - деци" Аристакес "и бытовая комедия Н. Аладатяна" Пропали мои пятьдесят червонцев "), изложил свои взгляды на роль и значение театр. иск - ва, послужившие теоретич. основой для развития арм. демократич. т - ра. В нач. 2 - й пол. 19 в. появился ряд бытовых комедий М. Патканяна, Н. Пугиняна, М. Тер - Григоря - на, О. Гургенбекяна и др. арм. драматургов, вытеснявших псевдоисторич, классицистич. драматургию.

Центром духовной культуры зап. армян (живших за пределами Российской империи) был Константинополь (Стамбул), где еще в 1810 были пост. первые арм. спектакли под рук. М. Бжишкяна. В 1846 - 66 существовал т - р" Арамян татрон "под рук. О. Гаспаряна, сохранявший традиции древнеарм. т - ра. В 50 - х гг. в Константинополе функционировало несколько арм. люби тельских трупп. В 1856 поэт - драматург М. Пешикташ - лян основал арм. нац. т - р. В 1857 выходил театр. журнал" Музы Арарата ". Развивалась западноарм. драматургия (М. Пешикташлян, С. Экимян, П. Дурян, Т. Терзян и др.).

С нач. 60 - х гг. любительские труппы в Константинополе и в Тифлисе превратились в проф. постоянные т - ры. В 1861 в Константинополе был создан т - р Аревелян татрон" ("Восточный т - р"), а в 1863 в Тифлисе под рук. Г. Чмшкяна создан армянский т - р. В Ереване первые арм. спектакли состоялись в 1865, в 1873 создан театр. коллектив под рук. драматурга, актёра и режиссёра Э. Тер - Гриеоряна.

Утверждение критич. реалйзвма на арм. сцене связано с деятельностью тифлисской труппы и с появлением произведений великого арм. драматурга Г. Сундукяна. Его пьесы "Хатабала", "Ещё одна жертва", "Пэпо", "Разорённый очаг" знаменовали новый этап в развитии нац. сценич. иск - ва. На пост. пьес Сундукяна и классиков рус. и зап. - европ. драматургии (Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Островский, Шекспир, Шиллер, Мольер) воспиталось в 60 - 80 - х гг. 19 в. поколение видных арм. актёров - М. Амрикян К. Арамян, С. Чмшкян, Вардуи, Г. Тер - Давтян, С. Матинян и др. Выдающийся актёр и режиссёр Г. Чмшкян, борясь вместе с С. Мандиня - ном, М. Амрикяном и др. за утверждение демократич. направления в А. т., порвал с классицистич. манерностью и напыщенностью исполнения, отказался от внешних эффектов и добивался создания правдивых, реалистич. образов.


Только локо только победа!!!
 
Форум » Армения-Հայաստան » Армянская Литература,Музыка,Кино и Театр » Армянская драматургия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сайт управляется системой uCozCopyright MyCorp © 2024